6.1 Почему это не работает... И как это изменить? Размышления до и после тренинга.
Эссе Марины Волохонской о том, почему могут быть неэффективны тренинговые программы и что с этим делать...
Об авторе:
Марина Волохонская - психолог, преподаватель РГПУ им. Герцена, консультант, тренер.
6.1.1 Введение. Как всё хреново в Датском королевстве.
В жизни исключительно важно знать, чего хочешь. Об этом, кажется, известно уже всем.  Это тот постулат, вооружившись которым выходят на бой с клиентами чуть ли не все известные психотерапевтические школы. Как гештальтист могу с уверенностью сказать, что гештальтисты много об этом говорят и много чего с этим делают. Более того, идея осознанной потребности, наличия намерения стала популярной не только в узкопрофессиональном кругу, но и в народе. Она перестала быть сакральным знанием психологов, как это было тогда, когда об этом писал Леонтьев в шестидесятых годах ХХ века. Мы теперь знаем и про цели, и про мотивы, и про необходимость осмысления того, что мы делаем.
Но почему-то это знание решительно не помогает подавляющему большинству людей. Почему?
Потому что нет активных методов обучения этому знанию, скажете вы. А вот и нет. Есть очень много тренинговых программ, ориентированных на работу с мотивацией, самоорганизацией, целеполаганием. Вполне активные методы обучения. Хорошие тренеры. И всё же эти программы, как правило, срабатывают для очень ограниченного круга людей.
Если мы задумаемся о причинах такого возмутительного несоответствия, то немедленно заметим целый ряд препятствий на пути верной и красивой идеи насчёт наличия осознанной потребности, цели и осмысленного движения вперёд.
Первое: как правило, у человека, который приходит на тренинг, уже есть своя система обращения с той проблемой, которую он пришёл решать.  
Тренеры (даже очень хорошие тренеры, настоящие профессионалы), как правило, ставят своей целью выработать у людей некий навык. Или группу навыков.
Само по себе приобретение нового навыка – это прекрасно. Но, увы, психологам уже давно известно, что ни один навык, будь то умение планировать время или эффективно коммуницировать с окружающими, не существует сам по себе. Он должен вписываться в систему, уже имеющуюся у человека. Нет никакой гарантии, что навык, отрабатываемый в тренинге, гармонично впишется в систему того, что уже имеется у клиента. Может вписаться. А может и не вписаться.
Вероятность вписывания повышается, если у клиента вовсе отсутствует система навыков в соответствующей области (тогда её можно строить практически с любого места), либо если система клиента очень гибка и «принимает» любое полезное умение вне зависимости от того, как оно устроено. Первое встречается чаще, однако неприятным для тренера образом коррелирует с общей инфантильностью. Второе, во всяком случае в моём опыте, встречается очень редко.
Второе: у тренера, как правило, тоже есть своя система обращения с той областью, с которой он работает.
Эта система работает для него самого (во всяком случае, если это хороший и честный тренер). Но никто не даёт гарантии, что она будет работать для клиента.
Тренер осмысляет свою жизнь так, клиент – эдак. У тренера повышение общей активности происходит при фрустрации, а у клиента – только при поддержке. Многим специалистам по тайм- менеджменту, например, нравится календарик-пинарик – известный такой инструмент фрустрационной, так сказать, самоорганизации. Берётся обычный календарик и медленно, со вкусом вычёркиваются все дни текущего года, которые уже были бездарно прожиты. Многих стимулирует к активности. Меня, например, нет. Пугает только. 
И, наконец, клиенту просто не нравятся некоторые инструменты, которыми привык пользоваться тренер. Однажды я обучала навыку самоорганизации пространства и времени одну свою клиентку, у которой был пунктик: она не умела  и не любила составлять списки. Надо сказать, что метод списков довольно часто используется в консультировании по вопросам самоорганизации. Составляются списки дел, предметов, которые надо не забыть, и так далее. Как только моя клиентка видела список (пусть даже список продуктов, висящий на холодильнике) или представляла себе, что этот список придётся составлять, её немедленно пробивала дрожь. Решить эту проблему удалось, только переключившись на систему восприятия клиентки. Как бы ни было удобно мне как тренеру составлять списки, пришлось переключиться со слов на картинки, а с последовательного изложения пунктов – на хаотичное. Клиентке новый инструмент понравился. В индивидуальной консультации, слава Богу, мне удалось подстроиться под тот стиль, который было удобнее использовать клиентке. А если я веду тренинг?
Третье: участники не живут в безвоздушном пространстве.
Даже если тренеру повезло, и его система хорошо накладывается на то, что уже имеется у участника тренинга, то всё равно после тренинга участник возвращается туда, откуда он на тренинг пришёл. То есть в то место и к тем людям, которые никак не ожидают увидеть у него какие-то новые навыки. Или ожидают, но чего-то совсем не того, что у него в результате тренинга появилось. Часто такое бывает? Очень часто. Без представления о том, каким образом можно поддержать новый навык, как превратить его в привычку, человек теряет только что приобретённое. Безусловно, есть сильные люди, которые в этих обстоятельствах продолжают самостоятельно развиваться и совершенствоваться в применении того, чему их научили. Это так же безусловно, как и то, что таких сильных людей меньше пяти процентов от общего количества участников тренингов.
6.1.2 Чего мы хотели?
Лично мне, как тренеру исключительно важно знать, что участники моих тренингов получили что-то полезное оттого, что пообщались со мной. Если я вижу, что предлагаемые мной инструменты не работают для подавляющего большинства участников тренинга, я должна сделать один из двух выводов: либо мои инструменты неэффективны, либо я что-то не то делаю с участниками. Однако в рамках индивидуальных консультаций преодолеть проблему «неэффективности» инструмента удаётся почти всегда. Поэтому я предпочитаю второй вывод первому и задаю себе вопрос: что можно сделать для того, чтобы тренинг приобрёл те преимущества индивидуальной консультации, которые позволяют сделать индивидуальную подстройку инструмента под систему клиента? И что сделать для того, чтобы поддержать клиента в тот период, когда он осваивает новые для себя инструменты организации своей жизни?
В тот момент, когда этот вопрос встал для меня, что называется, ребром (на второй день моего последнего тренинга по тайм-менеджменту не явилась половина участников, мотивируя это различными смягчающими обстоятельствами), появился Михаил Казанцев и сказал: а давай попробуем. И мы попробовали.
6.1.3 Постановка задачи.
По идее, чтобы решить терзающие меня вопросы, тренинг должен реализовывать следующие цели:
  • Каждый участник должен понять, какой системой он пользуется при решении своих жизненных задач. Как он использует имеющиеся у него ресурсы. Чем он не пользуется и почему. Что ему мешает. Потому что тогда участник сможет пользоваться своей системой осознанно и более эффективно.
  • Каждый участник должен получить представление о перспективах развития своей системы. Что и как можно сделать для того, чтобы её улучшить. Что можно добавить, а что – убрать, и как это было бы лучше сделать. Можно ли при этом воспользоваться помощью тренера, и если можно, то как и в каких вариантах. Потому что тогда участник сможет свою систему развивать.
Поэтому в своём первом, базовом тренинге нашей основной задачей было раскрытие имеющегося у участника потенциала самоорганизации и перспектив развития этого потенциала. Этот потенциал состоит из некоторого количества базовых умений, без которых все частные навыки самоорганизации не работают. Эти умения используются любым человеком в организации своей жизни. Они составляют систему, которая лежит в основе стиля его существования.
6.1.4 Методы и структура тренинга.
Структура нашего тренинга соотносилась с теми базовыми умениями, которые мы хотели раскрыть и начать развивать у наших участников. Она состояла из двух больших блоков, каждый из которых занял один день тренинга.
  • Работа с жизненным стилем. Это комплекс действий, направленных выяснение того, какой системой пользуется каждый участник, когда организует своё существование. Какие потребности лежат в основе этой системы. Каковы её основные ценности. Как с этим соотносятся действия, которые совершает участник. Что получается в результате и что можно было бы улучшить. Основное умение, которое отрабатывается на этом этапе – это умение опираться на собственные потребности, а также распознавать и использовать свои сильные и слабые стороны
  • Работа с основными жизненными целями участников. Отрабатывается умение включать нужные цели в систему организации своей жизни и достигать их. На этом этапе участники учатся отличать чужие цели от собственных. Делать цели достижимыми. Осознавать и преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели. Различать то, с чем следует бороться, и то, что можно просто обойти. Быстро переходить от слов к действиям.
6.1.5 Реализация тренинга.
Собственно, нам с Казанцевым тоже было пора переходить от слов к действиям, поэтому мы хором сделали глубокий выдох над рождённой нами программой и провели пробный базовый тренинг под названием «Волшебная палочка: первый взмах». Не знаю, как Казанцеву, а мне понравилось. Это была действительно глубокая и тщательная работа, ориентированная на участников, работа, которая обладала всеми возможными преимуществами индивидуальной консультации, которые только могут быть использованы в тренинге. Я увидела, что работа, которую проделывают участники на этом тренинге, действительно важна для них, что она меняет их представления о собственной жизни и о степени их влияния на неё.
Вопрос жизненного стиля действительно оказался значимым. Очень многое зависит от того, кем, где и среди кого человек хочет себя видеть и что он хочет там делать. Если, конечно, он хочет. Потому что без желания жить никакой жизни не получается, и жизненного стиля, соответственно, тоже. Впрочем, желания у наших участников, по счастью, всё-таки были. И мы сделали всё для того, чтобы поддержать их в этих желаниях.
Многое из того, что делалось на тренинге, делалось не только головой, но и всем телом. На мой взгляд, это очень важно. В конце концов, человеческие потребности живут где угодно, но только не в голове. И к цели стремится весь человек целиком, а не только его голова. Недостаточно хорошо придумать свою жизнь, её надо прожить, и прожить с удовольствием. Мне кажется, у наших участников это получается. Про голову мы, впрочем, тоже не забывали. Чтобы уметь жить, всё-таки надо уметь думать, и думать хорошо.
Лично я получила от этого тренинга много нового опыта и большое удовольствие. Работать с Казанцевым приятно. Как- нибудь поподробнее напишу, почему. Если он разрешит, конечно. А то он очень скромный.
6.1.6 Обратная связь от участников.
Участники тренинга высказались в том духе, что неплохо было бы продолжить наше взаимодействие. Поэтому сейчас мы разрабатываем целую программу, которая позволила бы всем желающим гибко и всесторонне развивать навыки самоорганизации, опираясь на умения, полученные в ходе нашего базового тренинга.
В наших планах: создание сообщества для людей, которые хотят освоить навыки эффективного управления собственной жизнью, сочинение интересных текстов, индивидуальные консультации для желающих и, конечно же, новые тренинги.
Мы уже приступили к реализации своих планов.
А вы? ;)