6.2 Стили жизни. Забавно о серьёзном.
Статья о простой, забавной, но вполне работоспособной классификации стилей жизни, которую мы разработали и опробовали на тренингах.
Авторы:
Марина Волохонская - психолог, преподаватель РГПУ им. Герцена, консультант, тренер.
Михаил Казанцев - психолог, бизнес-тренер, бизнес-консультант.
6.2.1 Введение
"Как поживаешь?"
"Как жизнь?"
"Как живёшь?"
В ответ на эти вопросы, которые мы регулярно задаём друг-другу, мы получаем обычно короткие, ничего не значащие и поверхностные ответы: "Нормально". "Хорошо". "Так себе". "Регулярно"...
Так принято в нашем обществе. Это нормально. Но, как и любая "нормальность", ставшая привычной, она облегчает нам жизнь, и одновременно не даёт возможности задуматься: "А как я на самом деле живу?"
Это не очень страшно, если ты ведёшь, например, размеренное или растительное существование. Но если ты хочешь чего-то серьёзного добиться, изменить свою жизнь в каком-то направлении... Тогда от честного ответа самому себе на этот вопрос зависит то, что ты должен сделать, чтобы наиболее быстро и эффективно добиться желаемого.
В противном случае - ты пытаешься изменить свою жизнь, не имея осознанного представления: какая она у тебя и как ты её проживаешь. Обычно такие попытки, мягко говоря, не очень эффективны.
6.2.2 Постановка задачи
На тренингах, порой, бывает необходимо побудить каждого из участников задуматься о том, как он живёт, как он хотел бы жить, как мог бы... Эту задачу можно решить невероятным количеством способов и на любом уровне: от бытового, до экзистенциального. Всё зависит от целей тренинга и состава группы.
Во многих случаях желательно решить задачу осознания участником своего способа (или стратегии) существования достаточно быстро и просто. При этом выдерживая баланс: не слишком углубляться в экзистенциальные проблемы участников тренинга, но и не  быть слишком поверхностными.
Такая задача в очередной раз возникла перед нами. На одном из тренингов было необходимо: легко, просто и весело рассказать участникам о различных "стилях жизни". А потом, дать им возможность осознать, как и в рамках какого стиля (или нескольких стилей) существуют они. Какой стиль для них наиболее желаем и привлекателен. Какой - вызывает наименьшую симпатию и отторжение. Как этот стиль влияет на их реальную жизнь, формирует будущее и т.д.
6.2.3 Рождение идеи
Конечно, можно было бы поискать уже существующие классификации, но нам было гораздо интереснее придумать собственную. В результате небольшого мозгового штурма, сопровождавшегося хохотом, анекдотами и шуточками родилась следующая (псевдо)классификация стилей жизни и деятельности от Казанцева и Волохонской:
  • "Фюрер"
  • "Служака"
  • "Вольный стрелок"
  • "Хиппи"
  • "Домохозяин/хозяйка"
  • "Зомби"
Милая компания, не правда ли? Давайте познакомимся с ними поближе.
"Фюрер" (он же "Вождь") - его жизненный стиль характеризуется потребностью кем-то руководить и кого-то куда- то вести. Эта потребность проявляется практически во всём. И на всех уровнях.
"Фюрер" совершенно не обязательно большой начальник. "Высота его полёта" определяется амбициями, способностями и многими другим характеристиками. Но неизменно одно: он активно подчиняет, руководит, ведёт, формирует других. Он легко берёт ответственность за других и ничуть этого не боится. Он уверен в своей правоте и праве вмешиваться в жизнь других людей.
"Фюрером" может быть воспитательница детского сада, учительница, тренер, бизнесмен любого уровня, чиновник, психолог, священник, офицер...
"Служака" ("Служивый") - он служит. Кому? Да кому угодно: идее, организации, группе... Часто он делает это вполне профессионально и качественно. Для него очень важно, чтобы "над ним" кто-то был. Тот, кто отвечает за всё и за всех. В том числе и за него.
Уровень его амбиций может очень сильно различаться. Он может находиться и внизу и наверху социальной и карьерной лестницы: может быть уборщицей, а может быть заместителем министра. Но над ним всегда есть кто-то. И "Служаку" это абсолютно устраивает. Он продаёт свои услуги за социальную защищённость и некую толику безответственности.
"Вольный стрелок" ("Профессионал") - он тоже служит. Но служит себе и своему делу. Он достиг определённых успехов на каком-то поприще, завоевал некую известность, и использовал это для обретения максимальной автономии. Он не любит быть винтиком машины, не любит быть членом группы, не любит, когда над ним есть начальник. Он в чём-то одиночка.
Он продаёт своё мастерство, но никогда не интегрируется до конца ни в какой контекст. У него нет потребности кого- то вести за собой. Как и во всех иных случаях он может находиться на любом уровне социальной лестницы: от вольного умельца- сантехника до обладающего мировым авторитетом писателя, консультанта или ювелира...
"Хиппи" ("Богемный бомж-новатор") - ну... хиппи - он и в Африке хиппи. Это субъект, который старается держаться от Молоха современной западной цивилизации подальше. Он редко работает. Склонен, по большей части к расслабленному, приятному времяпрепровождению и  существованию. Он максимально отстранён от социальных процессов. Но при этом ему сложно существовать без поддержки аморфной массы себе подобных, а также некоторого количества социализированных "добрых самаритян".
Он редко является профессионалом в чём-то. А если и является, то либо непризнанным гением, либо хронически неумеющим себя продавать то ли любителем, то ли специалистом. Он не любит напрягаться. Любит, порой, пофилософствовать, пустить пыль в глаза удивлённому обывателю... Артист...
"Домохозяин/хозяйка" - этот персонаж тоже служит. Но не организации или группе. Он служит себе, своему дому, своей семье. Он ХОЗЯИН. И этим всё сказано. Он любит СВОЁ. Улучшает его, увеличивает и укрепляет.
Он может быть наёмным работником, может быть крестьянином, дачником, матерью семейства, пенсионером... Его активность практически полностью сосредоточена на том, чем он владеет и управляет. Как и Фюрер - он управляет и ведёт за собой. Но разница в том, что Фюрер ориентирован на управление и лидерство во внешнем по отношению к нему социальном контексте, а Домохозяин - управленец и лидер в собственном микрокомосе, за пределами которого его мало что интересует.
О последнем персонаже - отдельная песня. Этот стиль только описывался. В дальнейшем, мы с ним не работали. Это вызвано тем, что Зомби достаточно редко появляются у нас на тренингах, а если и появляются, то я стараюсь от них вежливо, но непреклонно избавиться, дабы они не мешали работе с группой.
"Зомби" - ходячий мертвец, который очень похож на живого человека. Он умеет говорить, ходить, есть, пить, заниматься сексом. Но есть одно но... У него нет интуиции, блеска в глазах, нет собственных желаний, кроме самых примитивных. Он не может быть грациозным в своих движениях и истинно артистичным. В нём нет радости и жизни.
Он живёт по инерции или понукаемый кем-то. Он может быть очень пассивным, а может быть опасно-активным. Порой он глуп, а порой рассуждает очень правильно и логично. Но придумать что-то новое он не в состоянии. Он порой выглядит добродушным, но живым людям он завидует и люто ненавидит их. Больше всего он любит запрещать и ограничивать.
Если заговорить с ним, то зомби будет: ругать и критиковать, обесценивать что-то ценное для тебя, призывать к здравому смыслу, изрекая мертвящие сентенции, переливать из пустого в порожнее... Последовав совету зомби, или даже просто долго поговорив с ним, ты потеряешь энергию, время, частицу своей души... Ведь основная задача зомби - превращать тех, кто жив в себе подобных.
Важное дополнение:
Эти стили - всего лишь наглядные, удобные и абсолюто ненаучные метафоры. Они должны побудить человека задуматься, возразить, добавить что-то своё... Но не более того. Это не ярлыки.
6.2.4 Формализация идеи
Родив эту классификацию, которая нам понравились и показалась вполне применимой для работы, мы задумались, а нельзя ли её как-то формализовать? Например матрицу построить, или чего ещё...
Матрица у нас не получилась, но Волохонская предложила схему:
graphic
Наши стили вполне логично в неё вписались и расположились по ранжиру, в соответствии с отношением к социуму и с социумом. (Ещё раз оговорюсь, Зомби всерьёз мы не рассматривали).
6.2.5 Практическая реализация идеи
Данная реализация идеи работы со стилями жизни была опробована нами на пилотном тренинге «Волшебная палочка: первый взмах».
Суть работы была очень проста:
Первый этап.
Участников зникомили со стилями жизни, изображали их, отвечали на вопросы и т.д.
Второй этап.
Все участники тренинга получали задания:
1. Подумать, вспомнить и решить - к какому стилю ближе их жизнь?
2. Выбрать для себя тот стиль, который наиболее привлекателен для них.
3. Отметить для себя тот стиль, который наименее привлекателен для них.
Третий этап.
Участники получали задание:
Без слов. Только пантомимическими средствами изобразить перед остальными участниками тренинга самый привлекательный и самый непривлекательный стили жизни.
Четвёртый этап.
Участники, просмотрев "пантомиму" решали, какой стиль жизни им был предъявлен.
После чего шло обсуждение и обратная связь.
6.2.6 Заключение
И нам и участникам работать со стилями жизни понравилось.
Участники многое узнали и поняли о себе, своей жизни и желаниях
Нам удалось соблюсти требование простоты и лёгкости.
Работа шла в игровой форме и на весьма позитивной волне.
При этом, несмотря на лёгкость и веселье, удалось затронуть достаточно глубокие проблемы всех участников, которые мы и проработали в дальнейшем.
Ну, и напоследок...
Самым удивительным были те пантомимы, где человек, показывая, как ему казалось, абсолютно разные стили жизни, на самом деле, репрезентировал одинаковые... Или, показывая один стиль, по единодушному мнению группы, изображал совсем другой...
Но это уже другие истории...