4.3 Пишем диплом, диссертацию, реферат, статью: Сохраняем информацию
Информацию мы нашли. И это прекрасно.
Но в каком виде мы ее нашли?
И что с этим стоит сделать, чтобы потом не пожалеть о собственной недальновидности?
4.3.1 В каком виде мы встретим нашу вожделенную информацию?
Ищем, ищем... Наконец находим. Но что мы находим?
Чаще всего: web-странички или файлы.
Что нам может встретиться из файлов?
Чаще всего информацию мы найдём в форматах: doc, rtf, txt, xls, pdf, djvu.
Естественно, эти файлы могут быть доступны как сами по себе, так и в заархивированном виде.
Если ты нашел в библиотеке книжку, которой нет в оцифрованном виде, ты можешь ее отсканировать, сфотографировать или на худой конец ксерокопировать (всю или только нужную тебе часть). На выходе у тебя будет скорее всего jpg файл, который при необходимости ты можешь всегда распознать и перевести в текст.
4.3.2 Что с найденным сделать проще всего, и почему так поступать не надо
"Девственные" в компьютерном смысле юзеры чаще всего найдя в сети искомое идут простым как мычание путём:
  • Если они нашли web-страничку, содержащую нужную им информацию, то они просто нажимают: Файл - Сохранить как.
  • Если им встретилась информация в виде отдельного файла, то они кликают на ссылке правой кнопкой мыши и выбирают: Сохранить ссылку как.
Просто? Очень.
Эффективно? Абсолютно неэффективно.
Таким способом можно пользоваться, если тебе нужны 1 - 2 - 3 источника.
Но ведь начиная искать материалы, мы никогда не знаем, что и сколько нам потребуется в дальнейшем. Часто поиск происходит тогда, когда даже тема работы не до конца сформулирована! А раз велика неопределённость, то чем больше найдешь по теме, тем лучше. И ты ищешь, ищешь, сохраняешь... Забывая, что каждая сохраненная html страничка с картинками порождает каталог там, куда ты ее сохранил, да и названия у сохраненных файлов не блещут информативностью.
В результате, каталог, куда ты складировал найденное напоминает файловую помойку:
graphic
И скажи мне, что через неделю ты будешь помнить, что такого важного и интересного находится к примеру в файле 111000.htm... Помнишь? Ну-ну... И через месяц тоже?
Можно, конечно озаботиться и аккуратненько файлики переименовать. Но ведь лениво...  Все можно сделать гораздо проще. Давай посмотрим, как?
"Нет!!!" - Вопит очередной упрямый гоблин.
"Я не только переименую файлы, но и рассую их по специально созданным каталогам!"
Что можно сказать в ответ на подобное заявление?
Что на первый взгляд оно звучит вполне здраво. И при небольшом количестве источников информации, то бишь файлов, вполне неплохо работает. Но кто сказал, что у нас будет небольшое количество файлов?
Но дело даже не в количестве файлов. А в более забавной вещи. В организации каталогов. Как ты, дорогой гоблин, будешь их называть и насколько глубока будет степень вложенности?
Это ведь далеко не тривиальная задача. Можно создавать каталоги по темам. Можно по авторам. Можно использовать и другие принципы... Пока не начал работать - всё кажется простым и ясным. А вот на практике...
Предположим, скачал ты замечательную книжку профессора Аллахвердова "Сознание, как парадокс". И скачал еще штук 50-100 других книжек, статей, диссертаций... И создал ты, о гоблин, папку, названную тобой "Сознание" и сунул книгу незабвенного Виктора Михайловича туда, вместе с ещё двадцатью файлами. И душа у тебя спокойна, ибо лежит файл в нужном месте.
Но так ли это? О чем "Сознание, как парадокс"?
  • О сознании?  - Да.
  • О теориях сознания? - Да.
  • Об эмпирических законах работы сознания, открытых психологами? - Да.
  • О бессознательном? - Да.
  • Об истории психологии? - Да.
  • О методологии естественных наук? - Да.
  • О психоанализе? - Да.
  • О бихевиоризме? - Да.
  • О когнитивной психологии? - Да.
  • О гуманистической психологии? - Да.
  • Надоело? - Да. (А ведь список далеко не закончен...)
Чем более могучий труд напишет хороший автор, тем более велика вероятность, что в нём будут освещены многие темы. И освещены достойно.
И когда у тебя по папкам рассованы десятки и сотни файлов, поди вспомни, какие из источников наиболее оригинально рассматривают кризис когнитивной психологии, а какие - особенности инсайта у фрустрированных шимпанзе?
Ну. И куда же крестьянину податься?
Конечно, читать следующую главу!
4.3.3 Общий подход к сохранению найденного
Мой подход к сохранению найденной информации очень прост:
  • Для найденной информации нужен один "контейнер".
  • Информация должна сохраняться в контейнер легко и просто. Буквально одним -   двумя кликами мышки.
  • Мы должны иметь возможность сохранять любую информацию: текст, ссылки, изображения... И из любого источника: отрытой web-страницы, документа Word, таблицы Excel... Целиком или только нужный нам фрагмент.
  • По возможности, информации внутри  контейнера должно автоматически присваиваться осмысленное имя.
  • Мы должны иметь возможность легко и в любой момент отредактировать имя, автоматически присвоенное сохраненной в контейнере информации.
Обрати внимание: это требования только к сохранению информации. Что с ней делать после сохранения - обсудим в соответствующем разделе.
4.3.4 EverNote - наш инструмент сохранения информации
В качестве удобного и несложного инструмента для сохранения найденной информации, а также и ее организации, я предлагаю использовать программу EverNote.
Чтобы понять о чем идет речь, очень рекомендую внимательно прочитать общее описание EverNote.
А подробные инструкции, как эту программу использовать в дальнейшем, для наших конкретных целей, идут сразу за общим описанием.
Да, и вот еще. Помни: EverNote - не единственная программа, которую мы будем использовать при написании работы.
EverNote - общее описание
Хорошее описание программы я нашел на форуме: http://4pda.ru/forum/index.php?s=66b1c3c83a9bf836b8fedf9c565cccd6&showtopic=30858&st=0
Я частично его здесь процитирую (У цитируемого материала шрифт - коричневый):
EverNote
Одна из лучших (если не лучшая) программа для хранения личной базы знаний и ведения дневника
graphic
Программа по назначению очень близка к OneNote от Microsoft, но значительно удобнее благодаря тому что все записи строго привязаны ко времени, фиксируются последовательно на виртуальной ленте и классифицируются методом присвоения ярлыков (это очень напоминает принцип устройства блога или яркий пример - хранение и классификация сообщений в GMail). Использование фактора времени как основного критерия для структурирования информации более естественно для восприятия. Иерархическая структура противоестественна устройству мозга человека, который оперирует понятиями, впечатлениями и взаимными связями между ними в контексте времени. Привычная нам структура папок очень инертна и годится лишь структурирования однородной информации. Лично Вам никогда не хотелось, в рамках иерархичной структуры, поместить одни элемент сразу хотябы в две разные папки? Вот! То-то и оно  Привычные нам outline'еры - лишь проекция чего-то большего, того что предсавляет собой EverNote!
Основные функции EverNote:
  • Каждая заметка имеет строго определенное место на ленте времени
  • Идеология ярлыков (тегов) при классификации информации
  • Автоматическое присвоение категорий по ключевым словам в заметке
  • Лучшая на сегодняшний день система распознавания рукописного текста
  • Индексация и мгновенный поиск нужной информации (в том числе и рукописные заметки)
  • Неограниченное кол-во тегов и очень удобные средсва для работы с ними при поиске и выборке информации
  • Хранение заметок в формате HTML
  • Прямые ссылки на любую заметку через протокол evernote://[путь к файлу данных и id заметки]
  • Утилита для быстрой вставки скриншотов (аналогично в OneNote 2007)
  • Интеграция с IE и Firefox
  • Не большой размер программы, есть версия для работы с flash'ки без установки (установщик прописывает протокол и интеграцию с браузерами и Outlook)
Ссылку на скачивание "правильной" версии програмы можно найти на форуме, с которого взята цитата.
Кстати, EverNote, существует и в виде portable application. Значит можно носить и его и его базу с собой на флэшке. И запускать на любом компьютере.
Плагины для IE, Firefox, MS Outlook можно скачать с официального сайта по ссылке: http://evernote.com/about/support/en2users/
При их установке в программах появляется кнопка, позволяющая одним кликом скопировать выделенную область страницы или всю страницу целиком в базу EverNote.
Готовим EverNote к работе
С этого момента я предполагаю, что ты скачал и установил EverNote и установил соответствующий твоему браузеру WebClipper. Я пользуюсь версией EverNote Portable 2.2.1.386
Если ты прочитал описание программы, то знаешь, что EverNote записывает найденные тобой данные в базу подряд, как отдельные посты в ЖЖ. И основным средством навигации при таком подходе является присвоение записям категорий (тэгов в теринах ЖЖ).
Если ты изначально хорошо ориентируешься в тематике своей будущей работы, ты сразу можешь создать собственный набор категорий, если нет, то следуй инструкции:
Итак, шаг за шагом:
1. Запускаем EverNote.
2. Идем в меню File, выбираем пункт New...
3. Появляется меню, в котором нам предстоит кое что сделать.
     Смотрим:
graphic
Переименовываем нашу базу и убираем галочки из чекбоксов "Notes" и "Templates":
graphic
Жмем ОК и переходим к следующему пункту.
4. Наша база данных создана. Теперь уберем с глаз долой все лишнее, а точнее то, что пока нам не понадобится.
Вот как выглядит свежесозданная база в окне программы:
graphic
Повнимательнее приглядимся к левой части окна программы:
graphic
Это категории,которые по умолчанию программа использует. Но нам они нужны далеко не все. Щелкаем правой кнопкой мышки под безумным списком категорий и в открывшемся меню выбираем пункт Categories, откроется такое вот окошко:
graphic
В нем мы оставляем галочки только в четырех чекбоксах:
graphic
Жмём ОК. Теперь список категорий в левой части окна программы таков:
graphic
Итак: суровый минимализм налицо. Мы сделали это!
А дальше посмотрим, как нам этим пользоваться...
Сохраняем найденную информацию в EverNote
Из интернета
информация в нашей базе данных сохраняется проще простого.
Хочешь сохранить всю страницу - просто жмешь кнопочку со значком EverNote, которая появилась в твоем браузере. Новая запись добавляется твою базу.
Хочешь сохранить часть страницы - выделяешь нужное и опять же нажимаешь на заветную кнопочку. Новая запись добавляется твою базу.
Вот как это выглядит:
Огнелис с установленным Firefox Clipper:
graphic
Вот заветный значок Clipper-a:
graphic
Откроем в Огнелисе любой сайт, ну например новостной:
graphic
Выделим то, что нам нужно:
graphic
Потом нажмем кнопочку Clipper и в нашей базе появится запись, с автоматически присвоенным ей именем и помеченная, как не имеющая категории:
graphic
Имя, конечно же можно потом изменить, если захочешь...
А вот как выглядит сохраненный фрагмент странички, который можно увидеть в окне программы под списком записей (Notes):
graphic
Обрати внимание: нажав Ctrl и дважды кликнув левой кнопкой мыши на любую из ссылок на сохраненном фрагменте страницы, ты откроешь эту ссылку в своем браузере. Кроме того, внизу сохраненной заметки сохраняется ссылка на источник: страницу откуда этот фрагмент был взят.
Из других приложений
Если у тебя есть или ты скачал из сети документ, который нужно сохранить для дальнейшей работы, то все тоже просто:
1. Открой его в соответсвующей программе.
2. Запусти Universal Clipper: зайди в меню Tools, выбери пункт Launch Universal Clipper.
В трее появится значок:
graphic
Можно воспользоваться контекстным меню, а можно просто дважды на нём кликнуть левой кнопкой мыши. Слева внизу на мониторе появится окошко:
graphic
3. Выдели всё содержимое документа или только нужную тебе часть, а затем нажми голубую кнопку с "птичкой".
Вот и все. Новая запись добавлена в базу. Обрати внимание, она может содержать текст, рисунки, диаграммы, таблицы, ссылки...
Если что-то не получается, ты всегда можешь пойти путём "грубой силы": Открыв документ, выделить всё нужное тебе и скопировать в буфер обмена. Затем перейти к EverNote, и создав новую запись просто вставить в неё скопированные данные.
Новая запись создается кликом мыши по надписи New Note:
graphic
Единственное с чем могут возникнуть реальные проблемы - это с документами в формате pdf. Можно выделить текст, скопировать его, а вместо букв получить страшные крокозябры.
Что можно сделать? Есть несколько вариантов:
1. Открыть pdf файл адобовским Акробатом, позволяющим редактировать этот формат, а дальше, выделить нужный фрагмент или весь документ и скопировать его в базу с помощью Universal Clipper.
2. Сконвертировать pdf в rtf или txt. И затем сохранить результат в базе EverNote.
3. Если нужен не весь файл, а его часть, то можно воспользоваться Universal Clipper-ом, для сохранения документа в виде изображения. Если что, в дальнейшем его можно будет распознать с помощью ABBYY FineReader  или Cunei Form.
Вот как выглядит последний вариант сохранения данных из pdf файла:
Открываем документ pdf и находим нужный фрагмент:
graphic
Нажимаем зелёную кнопку:
graphic
Выделяем нужный фрагмент документа мышью и нажимаем голубую кнопку.
В нашей базе появилась новая запись:
graphic
Она была безымянной, поэтому пришлось написать ее название самому. Эта запись - просто графически файл, который можно копировать и сохранять:
graphic
Итак. Сохранять найденную информацию мы научились.
Но радоваться пока рано. Информацию надо еще организовать таким образом, чтобы с ней удобно было работать.
Займёмся этим далее...